Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. 1886 (часть 2)

Введение
Условные сокращения
1860-1873 1874-1875
1876 1877 1878 1879 1880
1881 1882 1883 1884 1885
1886, часть: 1 2 3 4
1887, часть: 1 2 3 4 5
1888, часть: 1 2 3 4 5 6 7 8
1889, часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1890, часть: 1 2 3 4 5 6 7 8
1891, часть: 1 2 3 4

[Летопись жизни и творчества А. П. Чехова]: 1886 // Летопись жизни и творчества А. П. Чехова / Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наследие, 2000—... — Т. 1: 1860—1888. — 2000. — С. 216—280.


1886

1 марта. Рассказ «Персона» напечатан в ж. «Осколки», № 9. Подпись: А. Чехонте.

Отвечает Л. Н. Трефолеву, что после его «милого письма» считает знакомство «установившимся». Обещает «поспешить написать и прислать» рассказ не более 50 строк в задуманный Трефолевым сборник. Пишет, что у него есть «любимые вещи» из сочинений Трефолева, но он очень рад обещанной книге (см. 16 марта). Предлагает свою помощь, особенно среди художников: «Вся московская живописующая и рафаэльствующая юность мне приятельски знакома...». Письма, I, 207—208.

2 марта. Фельетон «Новое топливо», вероятно принадлежащий Ч., напечатан в «Будильнике», № 9. Подпись: Нте.

Ал. П. Чехов просит рассказы его (приложенные к письму) переслать Н. А. Лейкину, а остальное сдать в «Будильник» (у него самого нет денег на марки). «Если ты получил предыдущее письмо, то я думаю, что побывал у Давыдова и просил его о высылке 100 руб. на дорогу». Письма Ал. Чехова, с. 133—134.

2—3 марта. В. В. Билибин передает в письме разговор с Н. А. Лейкиным о прибавке Ч. гонорара. Предлагает тему о молодом начальнике, который боится своего «подчиненного — крысу, проевшего зубы на бумагах» (использована Ч. не была). Ч. ответил 11 марта. РГБ.

3 марта. Рассказ «Иван Матвеич» напечатан в «Петербургской газете», № 60. Подпись: А. Чехонте.

М. П. Чехов считал, что прототипом героя рассказа был брат Иван Павлович, который «до поступления своего в учителя, нуждаясь в заработке, ходил через всю Москву к жившему тогда в Сокольниках писателю П. Д. Боборыкину записывать под его диктовку». Вокруг Чехова, с. 103.

Пишет и посылает в Петербург рассказ «Отрава», «длинный и скучный»: «Начал я рассказ утром; мысль была неплохая, да и начало вышло ничего себе, но горе в том, что пришлось писать с антрактами». Письма,I, 209.

У Ч. жена А. М. Дмитриева «за медицинским свидетельством». Получив телеграмму Ф. О. Шехтеля (неизв.), едет лечить его. Письма, I, 209.

Около 3 марта. Едет в цинкографскую мастерскую В. В. Давыдова справиться о виньетке для «Пестрых рассказов»: не смог забрать готовое клише, так как не было с собой свободных денег. Письма, I, 209.

4 марта. В письме отзывается (по просьбе Лейкина) о его рассказе «Из переписки сельского учителя» («Осколки», № 7, 15 февр.): «Тема очень хорошая и благодарная; для “Осколков” такие темы очень годятся. Исполнение мне тоже понравилось, хотя я и держусь мнения, что изложение в форме писем устарелая вещь».

Погода в Москве «совсем весенняя»: «Страсть как хочется за весенние темы приниматься». Письма, I, 209—210.

Ч. пишет Г. П. Кравцов: «Тысячу раз благодарю Вас за память об нас и Балке Рагозиной. <...> Вы, значит, кончили курс и доктором, слава Богу». Приглашает «посетить» их. «Я бы с Вами не мало поспорил бы относительно нововведений и новых порядков в управлении народом. Чтоб им пусто было, разорили в конец, хоть уходи из России, никакой нет возможности жить честным трудом, распустили народ до дикости, кто что попало берет, тащит как свое и безнаказанно». РГБ.

Около 5 марта. Повестка на имя «лекаря Антона Павловича Чехова» — требование явиться 5 марта к мировому судье Якиманского участка по иску купца Семенова на 105 руб. Мировой судья приговорил к уплате 50 руб. лавочнику Семенову: деньги за продукты, забранные в долг старшими братьями Ч. в его отсутствие. РГАЛИ, ф. 541, оп. 1, е. х. 18, л. 1; Письма, I, 212, 230, 425.

Н. П. Вагнер в письме к А. С. Суворину говорит о своем желании «написать критическую заметку о Чехове»: «да боюсь, В. П. <Буренин> обидится, скажет, на его двор заезжаю. Чехов, по-моему, такой талант, какого у нас на Руси еще не было, талант самородный, не деланный. Столько в нем силы, наблюдательности, чувства и мысли, что иной раз прочтешь его вещь и вскочишь, как очумелый. Такая правда и глубина!! Мне кажется, что в Чехове современный реализм сказал свое последнее слово и как-то дико и странно <...> что к силе таланта прикидывают вершковую мерку. Говорят: “какой же он талант! — он пишет маленькие вещицы”. — Да Господи, — ведь эти вещицы те же бриллианты!». РГАЛИ, ф. 459, оп. 1, е. х. 556, л. 145.

6 марта. Н. А. Лейкин пишет о рассказе «Отрава»: «действительно плоховат, но все-таки он печатается в № 10». Посоветовавшись с В. В. Билибиным, исключил из рассказа упоминание об адвокате («ни к селу, ни к городу там адвокат»). Говорил о Ч. с Григоровичем и Сувориным: «Старик Григорович просто влюблен в Ваши рассказы. Суворин пророчит Вашей книге большой успех. Посмотрим. Рассказывал мне Суворин <на вечере 28 февраля по поводу 10-летия газеты>, что Вы прислали ему большую повесть. Хвалил». (Речь идет о «Ведьме».) «На пятой неделе поста» (с 23 по 29 марта) «Пестрые рассказы» будут отпечатаны. Ч. ответил 8 марта. РГБ.

6—7 марта. А. С. Лазарев (Грузинский) пишет Н. М. Ежову, что в редакции «Будильника» встретил Ч. (с которым еще не был лично знаком): «Мы друг к дружке внимательно приглядывались, но не познакомились. <...> Чехонте справлялся о своей рукописи, отданной уже три недели назад (Левинский ее еще не выносил), и принес еще статейку». РГАЛИ, ф. 189, оп. 1, е. х. 19, л. 88 об.

До 8 марта. Получает бандероль с пятью листами сб. «Пестрые рассказы» — не находит ни одной корректорской ошибки. Письма, I, 211.

8 марта. Рассказ «Ведьма» напечатан в газ. «Новое время», № 3600. Подпись: Ан. Чехов.

Рассказ «Отрава» напечатан в ж. «Осколки», № 10. Подпись: А. Чехонте.

Посылает в «Осколки» «рассказик» («Мой разговор с почтмейстером»). Пишет Н. А. Лейкину, что строки в его письме о Д. В. Григоровиче доставили «великое удовольствие» («если только они не преувеличены желанием Вашим сказать мне что-нибудь приятное»). Обещает завтра (в воскресенье, когда свободен от медицинской практики) написать и прислать «еще что-нибудь». Сообщает, что ездил к брату Н. П. Чехову и привез его домой, т. е. к себе в квартиру на Якиманке, что брат Александр «влез в долги и хочет драть из Новороссийска». Письма, I, 210—211.

9 марта. В «Осколки» отправлены клише и оригинал виньетки «Пестрых рассказов»: «виньетка недурна, хотя фигура сильно подгуляла». Письма, I, 211.

10 марта. «Рассказ без конца» напечатан в «Петербургской газете», № 67. Подпись: А. Чехонте.

11 марта. Вечером пишет В. В. Билибину. Сообщает, что послал в драматическую цензуру «пьесу в одном действии» (монолог «О вреде табака»). О рассказе «Ведьма»: «Я знаю, “Ведьма” не в Вашем характере, да и многим она не понравилась... Но что делать! Нет тем, да и черт толкает под руку такие штуки писать...». Рассказывает, что читает Ч. Дарвина: «Какая роскошь! Я его ужасно люблю». В Москве за короткое время умерло от сыпного тифа шесть человек врачей чеховского выпуска: «Боюсь! Ничего не боюсь, а этого тифа боюсь... Словно как будто что-то мистическое». Думает, что Билибин напрасно хлопотал о прибавке гонорара в «Осколках» для него, Ч. Пишет, что «с невестой <Е. И. Эфрос> разошелся до nec plus ultra» <крайней степени>: «Вчера виделся с ней, поговорил о чертиках (чертики из шерсти у нас в Москве модная мебель), пожаловался ей на безденежье, а она рассказала, что ее брат-жидок нарисовал трехрублевку так идеально, что иллюзия получилась полная: горничная подняла и положила в карман. Вот и все. Больше я Вам не буду о ней писать. Быть может, Вы правы, говоря, что мне рано жениться... Я легкомыслен, несмотря даже на то, что только на один (1) год моложе Вас». Письма, I, 212—214, 426.

12 марта. Рассказ «Шуточка» напечатан в ж. «Сверчок», № 10. Подпись: Человек без селезенки.

14 марта. Отвечая Ч., В. В. Билибин пишет, что «Ведьма» ему не понравилась: «тот же самый сюжет можно было бы дать помягче», без «крайне чувственных картин». Хвалит «мастерство»: «Описание непогоды превосходно». Предлагает тему: «Психология ребенка, маленького (2—3—4 л.). Федя? (рассказцем)». См. 4 апреля. РГБ; Переписка, т. 1, с. 236—238.

15 марта. Рассказ «Агафья» напечатан в газ. «Новое время», № 3607. Подпись: Ан. Чехов.

Рассказ «Мой разговор с почтмейстером» напечатан в ж. «Осколки», № 11. Подпись: А. Чехонте.

Сцена-монолог «О вреде табака» представлена в драматическую цензуру. Дата на обложке рукоп. копии (СПб. ГТБ).

Первая половина марта. Короткое письмо (неизв.) Ал. П. Чехову. Обещает написать «длинное» и сообщает, что редактор «Зрителя» В. В. Давыдов вышлет деньги к 15 марта. См. 1 апреля.

16 марта. Чехов у В. А. Гиляровского. Берет у него «очень миленький рассказ» («На эшафоте») для пересылки в «Осколки». «Кстати прихватил у него мелочишку и стишки». Письма, I, 214.

Л. Н. Трефолев посылает Ч. вместе с письмом свою книгу «Славянские отголоски. Стихотворения. В пользу балканских страдающих славян. Вып. 1». Ярославль, 1877. Просит сообщить адреса молодых писателей и художников, которые могут участвовать в задуманном сборнике (автографов и рисунков). Ч. ответил 20 марта. РГБ; И. Айзеншток. Поэт-демократ Л. Н. Трефолев. Ярославль, 1954, с. 128—129.

17 марта. Рассказ «Волк» напечатан в «Петербургской газете», № 74, под заглавием: Водобоязнь (Быль). Подпись: А. Чехонте.

Сцена-монолог «О вреде табака» разрешается к представлению. Надпись цензора драмат. соч. Е. И. Кейзера фон Нилькгейма на обложке рукоп. копии (СПб. ГТБ).

Посылает в «Осколки» заказным письмом рассказы «В Париж!» и «Скарлатина и счастливый брак (Архивное изыскание)».

Вместе с письмом Н. А. Лейкину посылает рассказ, «мелочишку и стишки» В. А. Гиляровского. Просит, если цензура не пропустит рассказ, вернуть его: «Я помещу его где-нибудь». См. 16 марта. Письма, I, 214.

До 20 марта. Ч. послано печатное обращение Общества взаимопомощи (за подписью секретаря А. Д. Курепина и казначея Н. Астырева) с приложением проекта устава. Сообщалось, что баллотировка 20 марта в 8 часов 30 минут вечера в Татарском ресторане. Предлагалось также, если Ч. не примет в ней участия, ответить на вопросы: «1) Согласен ли вступить в число членов-учредителей Общества; 2) Сделать в уставе свои замечания». РГБ.

20 марта. Благодарит Л. Н. Трефолева за письмо и «пук» стихов: «Письмо вошью в папку автографов, а книгу переплету и сопричислю к сонму литературно-медицинских авторов, нашедших успокоение на моих полках». Сообщает адреса художников: А. С. Янова, Ф. О. Шехтеля, Н. П. Чехова. О себе пишет, что «завален работой»: «строчит» в «Осколки», «Петербургскую газету» и в «Новое время» по субботам. Но «первый свободный день» отдаст задуманному Трефолевым сборнику. Письма, I, 215—216.

Участие Ч. в «Сборнике автографов русских писателей» не состоялось. Во второй части сборника есть рисунки И. Левитана и А. Янова.

22 марта. Рассказ «В Париж!» напечатан в ж. «Осколки», № 12. Подпись: А. Чехонте.

23 марта. Фельетон «Неунывающий город», вероятно принадлежащий Чехову, напечатан в ж. «Будильник», № 12. Подпись: Нте.

24 марта. Рассказ «Весной» напечатан в «Петербургской газете», № 81. Подпись: А. Чехонте.

И. И. Левитан пишет Ч. из Ялты: «Черт возьми, как хорошо здесь! <...> верх восторга было бы то, если б Вы сюда приехали, постарайтесь, это наверняка благодатно подействует на Вас». Левитан, с. 27.

25 марта. Первое письмо Д. В. Григоровича. «Около года тому назад» Григорович «случайно прочел» в «Петербургской газете» рассказ Ч., который поразил его «чертами особенной своеобразности»: «Замечательная верность, правдивость в изображении действующих лиц и также при описании природы». Советует Ч. бросить «срочную работу» и подписываться не псевдонимом, а полным именем. «...У Вас настоящий талант, — талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколенья». «...По разнообразным свойствам Вашего несомненного таланта, верному чувству внутреннего анализа, мастерству в описательном роде (метель, ночь и местность в “Агафье” и т. д.), чувству пластичности, где в нескольких строчках является полная картина: тучки на угасающей заре — “как пепел на потухающих угольях...” и т. д. — Вы, я уверен, призваны к тому, чтобы написать несколько превосходных, истинно художественных произведений. Вы совершите великий нравственный грех, если не оправдаете таких ожиданий. Для этого вот что нужно: уважение к таланту, который дается так редко». Делает критические замечания о деталях «цинического оттенка» в рассказе «Ведьма». Ч. ответил 28 марта. РГБ; Переписка, т. 1, с. 289—290.

25 марта и 2 апреля. Читает в «Новом времени» рассказ А. Н. Маслова (Бежецкого) «Перчатка». Еще раньше знакомится с дорожными очерками Бежецкого: «Поездка на Принцевы острова» (НВ, 7 и 18 февр.) и «Путевые наброски. В стране мантильи и кастаньет». СПб., 1884 (книга сохранилась в библиотеке Чехова). Письма, I, 281, 466.

Не позднее 25 марта. Сообщает А. С. Киселеву, что на лето Чеховы снова приедут в Бабкино (письмо неизв.). Письмо А. С. Киселева Чехову от 25 марта 1886 г. — РГБ.

28 марта. Пишет ответное письмо Д. В. Григоровичу. «Ваше письмо, мой добрый, горячо любимый благовеститель, поразило меня, как молния. Я едва не заплакал, разволновался и теперь чувствую, что оно оставило глубокий след в моей душе. Как Вы приласкали мою молодость, так пусть Бог успокоит Вашу старость, я же не найду ни слов, ни дел, чтобы благодарить Вас. Вы знаете, какими глазами обыкновенные люди глядят на таких избранников, как Вы; можете поэтому судить, что составляет для моего самолюбия Ваше письмо. Оно выше всякого диплома, а для начинающего писателя оно — гонорар за настоящее и будущее. Я как в чаду. Нет у меня сил судить, заслужена мной эта высокая награда или нет... Повторяю только, что она меня поразила.

Если у меня есть дар, который следует уважать, то, каюсь перед чистотою Вашего сердца, я доселе не уважал его. Я чувствовал, что он у меня есть, но привык считать его ничтожным. Чтоб быть к себе несправедливым, крайне мнительным и подозрительным, для организма достаточно причин чисто внешнего свойства... А таких причин, как теперь припоминаю, у меня достаточно. Все мои близкие всегда относились снисходительно к моему авторству и не переставали дружески советовать мне не менять настоящее дело на бумагомаранье. У меня в Москве сотни знакомых, между ними десятка два пишущих, и я не могу припомнить ни одного, который читал бы меня или видел во мне художника. В Москве есть так называемый “литературный кружок”: таланты и посредственности всяких возрастов и мастей собираются раз в неделю в кабинете ресторана и прогуливают здесь свои языки. Если пойти мне туда и прочесть хотя кусочек из Вашего письма, то мне засмеются в лицо. За пять лет моего шатанья по газетам я успел проникнуться этим общим взглядом на свою литературную мелкость, скоро привык снисходительно смотреть на свои работы и — пошла писать! Это первая причина... Вторая — я врач и по уши втянулся в свою медицину, так что поговорка о двух зайцах никому другому не мешала так спать, как мне.

Пишу все это для того только, чтобы хотя немного оправдаться перед Вами в своем тяжком грехе. Доселе относился я к своей литературной работе крайне легкомысленно, небрежно, зря. Не помню я ни одного своего рассказа, над которым я работал бы более суток, а “Егеря”, который Вам понравился, я писал в купальне! Как репортеры пишут свои заметки о пожарах, так я писал свои рассказы: машинально, полубессознательно, нимало не заботясь ни о читателе, ни о себе самом... Писал я и всячески старался не потратить на рассказ образов и картин, которые мне дороги и которые я, Бог знает почему, берег и тщательно прятал.

Первое, что толкнуло меня к самокритике, было очень любезное и, насколько я понимаю, искреннее письмо Суворина. Я начал собираться написать что-нибудь путевое, но все-таки веры в собственную литературную путевость у меня не было.

Но вот нежданно-негаданно явилось ко мне Ваше письмо. Простите за сравнение, оно подействовало на меня, как губернаторский приказ “выехать из города в 24 часа!”, т. е. я вдруг почувствовал обязательную потребность спешить, скорее выбраться оттуда, куда завяз...

Я с Вами во всем согласен. Циничности, на которые Вы мне указываете, я почувствовал сам, когда увидел “Ведьму” в печати. Напиши я этот рассказ не в сутки, а в 3—4 дня, у меня бы их не было...

От срочной работы избавлюсь, но не скоро... Выбиться из колеи, в которую я попал, нет возможности. Я не прочь голодать, как уж голодал, но не во мне дело... Письму я отдаю досуг, часа 2—3 в день и кусочек ночи, т. е. время, годное только для мелкой работы. Летом, когда у меня досуга больше и проживать приходится меньше, я возьмусь за серьезное дело.

Поставить на книжке мое настоящее имя нельзя, потому что уже поздно: виньетка готова и книга напечатана. Мне многие петербуржцы еще до Вас советовали не портить книги псевдонимом, но я не послушался, вероятно из самолюбия. Книжка моя мне очень не нравится. Это винегрет, беспорядочный сброд студенческих работишек, ощипанных цензурой и редакторами юмористических изданий. Я верю, что, прочитав ее, многие разочаруются. Знай я, что меня читают и что за мной следите Вы, я не стал бы печатать этой книги.

Вся надежда на будущее. Мне еще только 26 лет. Может быть, успею что-нибудь сделать, хотя время бежит быстро.

Простите за длинное письмо и не вменяйте человеку в вину, что он первый раз в жизни дерзнул побаловать себя таким наслаждением, как письмо к Григоровичу.

Пришлите мне, если можно, Вашу карточку. Я так обласкан и взбудоражен Вами, что, кажется, не лист, а целую стопу написал бы Вам. Дай Бог Вам счастья и здоровья, и верьте искренности глубоко уважающего Вас и благодарного А. Чехова». Письма, I, 216—219.

29 марта. Рассказ «Кошмар» напечатан в газ. «Новое время», № 3621. Подпись: Ан. Чехов.

Рассказ «Много бумаги (Архивное изыскание)» напечатан в ж. «Осколки», № 13, под заглавием: «Скарлатина и счастливый брак». Подпись: А. Чехонте.

В том же номере — рассказ «Грач». Подпись: Человек без селезенки.

М. П. Чехова пишет М. В. Киселевой, что «Антона закидали письмами из Питера великие люди...». Ч. приписывает, что «к празднику» (Пасхе) постарается выслать Киселевой «одну штуку» (очевидно, «Пестрые рассказы»). См. 24 мая. Письма, I, 220.

31 марта. Рассказ «На реке (Весенние картинки)» напечатан в «Петербургской газете», № 88. Подпись: А. Чехонте.

Просит Н. А. Лейкина поставить на титульном листе книги рядом с «А. Чехонте» — «А. П. Чехов»: «В объявлениях придется делать то же самое. Получил я, представьте, от Григоровича письмо, который требует забросить псевдоним». Письма, I, 221.

Конец марта. Письмо (неизв.) В. В. Билибину — о «границе» беллетристики, вообще «разных сортов литературы». См. 2—3 апреля.

Март. Узнав (вероятно, от Н. В. Долгова), что Н. П. Чехов «оскорблен» его и Ф. О. Шехтеля «насмешками», пишет брату большое письмо, излагая правила, которым обязан следовать «воспитанный человек». Уверяет, что «как брат» и близкий человек понимает и «от всей души» сочувствует ему. Но не может простить один недостаток — «крайнюю невоспитанность».

«Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы <...>

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. <...>

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. <...>

5) Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. <...>

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями <...> Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили. <...>

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его <...>

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт... <...>

Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды <...> нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час...» Письма, I, 221—225.

1 апреля. О рассказе «Кошмар» напечатано письмо в редакцию (О врачах; подпись: Врач) в № 3624 газ. «Новое время», говорится о жизненности и правдивости изображенного Ч. нищенского существования сельской интеллигенции.

Ал. П. Чехов сообщает, что ни «длинного» письма, обещанного в «кратком», ни денег от Давыдова не получил. А между тем его «жгут, режут, топчут и пияют». Просит брата «потрудиться выслать» его гонорары, если они откуда-нибудь причитаются (из «Будильника» или «Сверчка»). Ч. ответил в апреле. Письма Ал. Чехова, с. 136.

Ф. О. Шехтель пишет Ч. об И. И. Левитане и его письме из Крыма: «Сплошной восторг и увлечение Крымом». «Вообще не думаю, чтобы эта поездка принесла ему какую-либо пользу, скорее наоборот; очевидно, что он увлечется яркостью и блеском красок, и они возьмут верх над скромными, но зато задушевными тонами нашего севера». РГБ.

2 апреля. Д. В. Григорович отвечает на письмо Ч. (от 28 марта), которое его «истинно» обрадовало и растрогало: «Вы прекрасно сделали, что берегли и не тратились образами и картинами, которые Вам особенно дороги. Выберите из этого запаса то, что Вам ближе к сердцу, обдумайте хорошенько план (архитектурная постройка повести важная вещь) — и летом приступайте с Богом к работе. Если к свойствам Вашего таланта не подходят повесть или роман, пишите мелкие рассказы, но обделывайте их до тонкости. Тургенев одними “Записками охотника” сделал бы себе громкое имя!». Называет «образец повести» — «Тамань» М. Ю. Лермонтова. Просит, когда Ч. закончит работу, прислать ее ему — «не для замечаний, Боже упаси», а чтобы определить ее «в хорошее место». «По любви Вашей к природе и замечательному чувству, с каким Вы ее описываете, — Вы еще поэт вдобавок. Это драгоценное свойство, столь редкое теперь в литераторах новой формации, вынесет Вас, как на крыльях». Советует, если Ч. не читал, прочесть «Пиквикский клуб» Ч. Диккенса: «Такая картина из русских нравов давно ждет своего Диккенса. Россия велика, и “Мертвые души” далеко еще не все исчерпали». Посылая фотографическую карточку (с надписью: «От старого писателя молодому таланту»), просит Ч. ответить тем же. Переписка, т. 1, с. 293—295.

2—3 апреля. В. В. Билибин пишет, что рассказ «Кошмар» произвел «сильное впечатление»: «Вы крепнете и богатеете. Когда будете знамениты, не откажитесь раскланиваться со мной на улице и изредка переписываться». Но последние два рассказа в «Петербургской газете» («Весной» и «На реке») «слабы»: «Извиняю и позволяю еще раз и вполне искренно сказать, что я признаю в Вас крупный талант и жду крупного. Рассказ “Гриша”, прочтенный в только что полученной рукописи, очень, очень недурен». Отвечая Ч. на вопрос о «границе» беллетристики (письмо неизв.), пишет: «Вы ошибаетесь, когда пишете, что беллетристы призваны что-то “бичевать”. Бичевать — дело классных наставников, тяжелых публицистов (?) и легкомысленных фельетонистов. Задачи беллетристов почтеннее: изображать и быть художником, изображать правду жизни, а не ложь». Ч. ответил 4 апреля. РГБ.

Начало апреля. Короткая записка М. М. Дюковскому о болезни И. П. Чехова. Просит «не сердиться» за «Русскую мысль» (видимо, номер журнала, взятый в библиотеке Мещанского училища). Письма, I, 225.

4 апреля. Спрашивает В. В. Билибина о «Пестрых рассказах»: давно не получает писем от Н. А. Лейкина и потому ничего не знает о своей книжке. Сообщает о письмах Д. В. Григоровича: «Я, конечно, рад, хотя и чувствую, что Г<ригорович> перехватил через край». Соглашается, что два последних рассказа в «Петербургской газете» слабы: «Истрепался и исписался... Слушайте, нельзя ли меня выпороть?» От «Кошмара» тоже «не ждал успеха»: «Трудно попасть в жилку». Напоминает Билибину, что детскую тему, использованную в «Грише», дал ему он. См. 14 марта. Собирается 30 апреля на дачу, а летом, вероятно, на юг: опять было кровохарканье. Пишет: «Батенька, неужели нам уже скоро 30 лет? Ведь это свинство! За 30-ю идет старость...». Письма, I, 225—227.

Н. А. Лейкин пишет, что «по ошибке» сообщил «вчера» (письмо неизв.) о наборе 20-го листа «Пестрых рассказов», в то время как «набирался 17-й»: «Сегодня он набран и больше оригиналу нет. Работа стоит. Дабы не прерывать работы, хочу давать набирать из “Осколков” 1886 г. “Сорвалось” (№ 2), “Ночь перед судом” (№ 7), “Анюта” (№ 9), но “Анюту” не в испорченном цензором виде, а по первой корректуре, как статья была прислана в “Осколки” <...> “Анюту” даю завтра утром набирать и без Вашего согласия, а об остальном телеграфируйте». Пишет о своем разговоре с А. С. Сувориным: «Сегодня в 3 часа заходил ненадолго к Суворину. Разговор был об Вас. Очень доволен он Вашими рассказами. Спрашивал меня, когда Вы приедете в Питер. Знаете что: не худо бы Вам после Фоминой приехать в Петербург и повидаться с Сувориным и Григоровичем. Я бы это сделал ради литературных связей, которые пишущему человеку необходимы». Ч. ответил 6 апреля (телеграммой — неизв.) и письмом. РГБ.

5 апреля. Рассказ «Гриша» напечатан в ж. «Осколки», № 14. Подпись: А. Чехонте.

6 апреля. Посылает Н. А. Лейкину телеграмму: «Подождите письма. Болезнь». Н. А. Лейкин ответил 8 апреля. Речь шла о дополнительном материале для «Пестрых рассказов».

В письме Н. А. Лейкину соглашается поместить в сборнике «Анюту», но возражает против других: «Сорвалось», «Глупый француз» и «Кошмар». «Шведскую спичку» просит поместить в конце книги (выполнено не было). О себе пишет, что болен: «Кровохарканье и слаб... Не пишу... Если завтра не сяду писать, то простите: не пришлю рассказа к Пасхе... Надо бы на юг ехать, да денег нет. <...> Боюсь подвергнуть себя зондировке коллег... Вдруг откроют что-нибудь вроде удлиненного выдыхания или притупления!.. Мне сдается, что у меня виноваты не так легкие, как горло... Лихорадки нет. <...> Мечтал написать к 13-му апреля пасхальный рассказ в “Нов<ое> время”. Тема стоящая, но едва ли напишу». Рассказ («Святою ночью») был закончен. Письма, I, 227—228, 434.

Большое письмо Ал. П. Чехову — в ответ на его жалобы о тяжкой жизни в Новороссийске: «Ну полно, таможенно-карантинный человече, к чему такие сильные выражения? Откуда могла взяться “тень бывшего человека”, и чего ради ты не узнаешь себя в зеркале?» Упрекает, что тот мало пишет и вообще ленится работать: «Все те рассказы, которые ты прислал мне для передачи Лейкину, сильно пахнут ленью. Ты их в один день написал? Из всей массы я мог выбрать один отличный, талантливый рассказ, остальное же все достойно пера таганрогского Живчика <А. В. Петрова>. Сюжеты невозможные <...> Лень не рассуждающая, работающая залпом, зря <...> Уважай ты себя, ради Христа, не давай рукам воли, когда мозг ленив! Пиши не больше 2-х рассказов в неделю, сокращай их, обрабатывай, дабы труд был трудом. Не выдумывай страданий, которых не испытал, и не рисуй картин, которых не видел, — ибо ложь в рассказе гораздо скучнее, чем в разговоре... Помни каждую минуту, что твое перо, твой талант понадобятся тебе в будущем больше, чем теперь, не профанируй же их <...> Будь ты порядочным человеком, посиди над рассказом (в 150—200 строк) дней 5—7 <...> ты себя не узнал бы в своих строках, как теперь не узнаешь себя в зеркале...». Собирается «перетащить в петербургскую прессу Гиляя, который не развит, но талантлив». Советует и брату сделать то же, т. е. писать в «Петербургскую газету» и «Новое время»: «Лейкин вышел из моды. Место его занял я. Теперь в Петербурге я в большой моде и хотел бы, чтобы ты не отставал...». Летом, если брат останется в Новороссийске, обещает приехать. Письма, I, 229—232.

В. В. Билибин пишет по поводу «Пестрых рассказов»: «У Вас есть все, чтобы быть талантом и знаменитостью: 1) талант, 2) чувство, 3) юмор, 4) наблюдательность, 5) прилежание». Предлагает тему: «Изобразить порядочного человека, но забитого судьбой, который пришел у приятеля денег в долг просить. Кажется, что тут стыдного? А у него язык не поворачивается, и он все о другом заговаривает; так и ушел не попросивши». (Возможно, использовано частично в рассказе «Знакомый мужчина».) Отвечает на вопрос о «Новом времени»: «Как Вы смешно спрашиваете, отчего я не пишу в “Новое время”! Не приглашают. А самому навязываться не хочется». См. между 25 апреля и 8 мая. РГБ.

Около 6 апреля. Ч. пишет В. А. Гиляровский: «3 дня тому назад со мной случилась беда» (будто бы ожегся на пожаре, кругом ранился и сломал ногу), зовет к себе. РГБ; Письма, I, 228.

7 апреля. Рассказ «Любовь» напечатан в «Петербургской газете», № 95. Подпись: А. Чехонте.

Высылает в Петербург дополнительные рассказы для книги: «выбрал кое-что и наклеил, приобщив по всему монолог “О вреде табака”» (переделанный). Письма, I, 227, 520.

Открытка (неизв.) Н. А. Лейкину с извещением, что дополнительный материал для «Пестрых рассказов» выслан. См. 8 апреля.

Навещает В. А. Гиляровского, заболевшего рожей. Письма, I, 236.

8 апреля. Письмо Н. А. Лейкина, которого «поставила в недоумение» телеграмма Ч. (6 апреля). «Что у вас, у москвичей, за манера во всех делах почесываться. А особливо в ответах на деловые письма! Чисто письмобоязнь какая-то!». РГБ.

9—10 апреля. Н. А. Лейкин в письме выражает недовольство тем, что придется рассыпать набор рассказа «Кошмар», который Ч. не захотел поместить в сборнике (как и другие рассказы, появившиеся в «Новом времени»). Ч. ответил 13 апреля. РГБ.

10 апреля. Письмо (неизв.) Н. А. Лейкину. Советует описать Федю (приемного сына), собирается на Фоминой неделе (первая после Пасхи) быть в Петербурге. Две цитаты приведены в ответном письме (13 апр.) Лейкина: «как это Вы решились упрекать в лености и почесывании человека, который заболел от работы?»; «ей-богу когда-нибудь надо будет описать Вас». РГБ.

Надпись на книге «Сказки Мельпомены», подаренной А. И. Иваненко: «Флейте А. И. Иваненко от литературного контрабаса, в день ангела». Письма, XII, 145.

11 апреля. Пишет в Таганрог М. Е. Чехову. Приводит выдержки из письма Д. В. Григоровича и своего ответа ему. Поздравляет с Пасхой. «Помните, что Вы у нас единственный и другого такого близкого родственника у нас не было, да едва ли и будет. <...> Вы, сами того не подозревая, были нашим воспитателем, подавая нам пример постоянной душевной бодрости, снисходительности, сострадания и сердечной мягкости. <...> Когда, Бог даст, лет через 10—15 я буду описывать для печати свою жизнь, то поблагодарю Вас перед всем читающим миром, а теперь жму только руку». Сообщает, что И. П. Чехов получает место заведующего Арбатским казенным училищем и переезжает на квартиру при училище. Сам Ч. «накупил себе одежи»: «выглядываю совсем франтом». Приглашает на дачу (в Бабкино), а летом надеется увидеться, потому что на юге «нужно быть <...> по делу». (Вероятно, на юг Ч. хотел ехать не только из-за нездоровья, но чтобы возобновить степные впечатления для задуманной повести. Осуществлено весной 1887 г.) Письма, I, 232—235.

Редактор «Петербургской газеты» С. Н. Худеков просит Чехова (ввиду «малого формата газеты») писать так, чтобы его рассказы «не превосходили двух гранок». Сценки Чехова называет «талантливыми», составляющими «украшение газеты». РГБ.

У Ч. Ф. О. Шехтель. Письма, I, 235.

Около 13 апреля. Получает шутливое пасхальное поздравление из Ниццы от знакомой Чеховых П. Л. Менезады с пожеланием «поболее добросовестности по отношению к страждущему человечеству и поменее угодливости к гробовщикам и гробокопателям». РГБ.

13 апреля. Рассказ «Святою ночью» напечатан в газ. «Новое время», № 3636. Подпись: Ан. Чехов.

Впоследствии В. Г. Короленко вспоминал, что этот рассказ сразу привлек его внимание: «Чудная картинка, проникнутая глубоко захватывающей, обаятельной грустью, еще примиряющей и здоровой, но уже, как небо от земли, удаленной от беспредметно смешливого настроения большинства “Пестрых рассказов”». «Памяти Антона Павловича Чехова». — РБ, 1904, № 7, с. 216.

Фельетон «В далекие края», вероятно принадлежащий Чехову, напечатан в ж. «Будильник», № 15. Подпись: Нте.

Посылает Н. А. Лейкину рассказ «Загадочная натура» для помещения в «Пестрых рассказах».

Вечером в письме рассказывает, как провел пасхальную ночь и первый день праздника: «День прошел весело. Ночью ходил в Кремль слушать звон, шлялся по церквам; вернувшись домой во 2-м часу, пил и пел с двумя оперными басами <В. С. Тютюнником и А. П. Антоновским>, которых нашел в Кремле и притащил к себе разговляться <...> Великую вечерню слушал в Храме Христа-Спасителя».

Сообщает, что лечит Л. И. Пальмина.

Благодарит Лейкина за присланную книгу «Стукин и Хрустальников. Банковая эпопея» (СПб. 1886). Пишет, что собирается «лечь и читать Лермонтова». Письма, I, 235—236.

Н. А. Лейкин отвечает на письмо Ч. (неизв.): «Я Вас упрекнул в лености не относительно работы, Вы теперь пишете много, а относительно писания писем. Конечно же Вы письма писать ленитесь. Да и не верится мне, чтобы можно было заболеть от такой работы, как наша. Я больше Вас пишу, шестнадцатый год пишу каждый день без передышки, а ежели и болел, то болел не от работы, а от простуды, от объедения <...> Далее говорите: “ей-богу когда-нибудь надо будет описать Вас”. Опишите. Буду рад. Даже в “Осколках” помещу». РГБ.

14 апреля. Телеграмма (неизв.) Ф. О. Шехтелю.

В письме Ф. О. Шехтелю оправдывается в том, что не поехал на Рязанский вокзал (чтобы отправиться, как условились, в Красково на дачу к В. А. Гиляровскому). Предлагает поехать туда в четверг (17 апр.): «Если Вы не прочь, то я стану собирать компанию». Письма, I, 236—237.

15 апреля. Рассказ «По-американски» перепечатан в ж. «Развлечение». См. 7 дек. 1880.

17 апреля. Письмо Н. А. Лейкина. Снова просит включить «Кошмар» в «Пестрые рассказы» (см. 4 и 6 апреля). Спрашивает, пойдет ли для обложки такая бумага, какая дана на его книгу «Стукин и Хрустальников». Ч. ответил 19 апреля. РГБ.

18 апреля. Ал. П. Чехов благодарит за письмо (6 апр.), которое доставило ему «много отрады». Приглашает летом в Новороссийск. Письма Ал. Чехова, с. 136.

19 апреля. Рассказ «Дамы» напечатан в ж. «Осколки», № 16. Подпись: А. Чехонте.

Отвечая Н. А. Лейкину, высказывается опять против помещения «Кошмара» в «Пестрые рассказы»: «Рассказы и так пестры, а если Вы еще рядом со “Шведской спичкой” поставите “Кошмар”, то получится пестрота, от которой затошнит». Бумага для обложки нравится — «лучшей не нужно». Намерен «завтра» писать для «Осколков». «В Питере я буду обязательно до 1-го мая». Письма, I, 237—238.

21 апреля. Рассказ «Сильные ощущения» напечатан в «Петербургской газете», № 107. Подпись: А. Чехонте.

24 апреля. Уезжает в Петербург. Письма, I, 238.

До 25 апреля. Письмо (неизв.) И. И. Левитану. И. И. Левитан ответил 29 апреля.

Ф. О. Шехтель пишет «отчаянное» письмо, прося Ч. воздействовать на брата Николая: «Ваших внушений он послушается и, может быть, сделает отчаянный tour de force <подвиг> и окончит все к сроку». (Речь идет о работе Н. П. Чехова для «фантастического театра» М. В. Лентовского в саду «Эрмитаж».) РГБ.

25 апреля. Приезжает в Петербург по делам, связанным с изданием сборника «Пестрые рассказы».

Сообщает М. П. Чехову, что остановился в меблированных комнатах купца Олейничикова (угол Невского и Пушкинской), рассказывает, что делал: был в редакции «Осколков», где беседовал с конторщицей; в типографии Р. Р. Голике (но Голике не застал); у В. В. Билибина (гулял с ним по набережной Невы, катался на лодке), потом в ресторане Доминика, потом в «Петербургской газете» и, наконец, в «Новом времени», где А. С. Суворин «очень любезно принял» (в шутливой форме передает разговор с Сувориным), в конторе «Нового времени» и банкирской фирме Г. Г. Волкова, откуда отправил домой 100 рублей. Замечает о конторщице «Нового времени» П. Я. Леонтьевой: «весьма недурна собой». Письма, I, 238—240.

Ал. П. Чехов в письме рассказывает замысел «большой вещи», называющейся «Город будущего»: «Копирую Новороссийск, излагая свои наблюдения и впечатления, почерпнутые на Кавказе». Написанное в юмористические журналы не решается послать: «совестно за свои произведения». В Новороссийск советует приехать «до тропических жаров». Ч. ответил 10 мая. Письма Ал. Чехова, с. 136—137.

25 апреля — 8 мая. Ч. в Петербурге. Совместно с В. В. Билибиным пишет два фельетона «Пестрые сказки». Письма В. Билибина, 1 и 27 июня.

26 апреля. Юмореска «О женщинах» напечатана в ж. «Осколки», № 17. Подпись: Человек без селезенки.

Поводом для юморески послужила изданная А. С. Сувориным книга постоянного сотрудника «Нового времени» К. А. Скальковского «О женщинах. Мысли старые и новые» (СПб., 1886, автор не обозначен: -?-), состоявшая из высказываний против женской эмансипации и женского образования.

Пишет Ф. О. Шехтелю, что видел Р. Р. Голике. В воскресенье (27 апр.) собирается «кутить» с ним по поводу выхода «Пестрых рассказов». Письма, I, 240.

26—27 апреля. Знакомится с художниками «Осколков» А. И. Лебедевым («стар и мил») и С. И. Эрбером. Письма, I, 240—241.

27 апреля. В юмористическом разделе «Пестрые сказки» газ. «Новое время» (№ 3648) фельетон, написанный Чеховым совместно с В. В. Билибиным. Подпись: Два Аякса.

Посылает И. П. Чехову премии «Осколков» — выполненные в Берлине олеографические картины бытового характера. Письма, I, 240.

28 апреля. Посылает И. П. Чехову каталог «Конторы товарищества метахромотипии Ракочий, Сидорский и Кº» с прейскурантом на копии с икон.

Завтракает у Р. Р. Голике.

Вечером у А. С. Суворина, где присутствуют «все, с Григоровичем во главе». Собирается «завтра» быть в Павловске. Письма, I, 240; 439.

29 апреля. И. И. Левитан отвечает из Алупки на письмо (неизв.). Просит Ч. не забыть «написать содержание писем Григоровича» («это меня крайне интересует»): «Да и вообще, Вы такой талантливый крокодил, а пишете пустяки!». Спрашивает: «Ну как вообще живете? Много денег, а сидите в Москве!». Сообщает, что переехал в Алупку, потому что Ялта «чрезвычайно надоела»: «общества нет, т. е. знакомых, да и природа здесь только вначале поражает, а после становится ужасно скучно и очень хочется на север». Левитан, с. 28.

После 29 апреля. Н. П. Чехов пишет в Петербург: «Со вторника <29 апр.> я в Бабкино, где жду тебя с нетерпением». А. С. Киселев приписывает: «А Вы, крокодил, застряли в Питере». («Крокодил» — частое слово в речи и письмах И. И. Левитана.) РГБ.

Конец апреля — начало мая. В разговоре с В. П. Бурениным о только что вышедшем сборнике стихотворений современных русских поэтов «Мысли и чувству», вып. 1, составленном и изданном В. А. Попырниковой, называет сборник «истеричным изданием». Письма, I, 280.

3 мая. Рассказ «Знакомый мужчина» напечатан в ж. «Осколки», № 18, под заглавием: «Немножко боли (Уличный случай)». Подпись: А. Чехонте.

В том же номере — «Сказка (Посвящ. балбесу, хвастающему своим сотрудничеством в газетах)». Подпись: Человек без селезенки.

Едет с В. В. Билибиным в купленное Н. А. Лейкиным имение Ивановское на р. Тосна (левый приток Невы) на пароходе «Георгий». Возвращается тем же пароходом. Письма, I, 243—244.

4 мая. Фельетон «К сведению москвичей», вероятно принадлежащий Чехову, напечатан в ж. «Будильник», № 17. Подпись: Нте.

В газ. «Новое время» (№ 3655) фельетон «Пестрые сказки», написанный совместно с В. В. Билибиным. Подпись: Два Аякса.

5 мая. Рассказ «Счастливчик» напечатан в «Петербургской газете» № 121. Подпись: А. Чехонте.

6 мая. Рассказ «Тайный советник» напечатан в газ. «Новое время» № 3657. Подпись: Ан. Чехов.

Сообщает М. П. Чеховой, что приедет «с почтовым 8-го» и на вокзале его встретит М. П. Чехов. Рад, что Николай Павлович поехал в Бабкино. Письма, I, 241.

7 мая. Надписывает «Пестрые рассказы» «милому» Р. Р. Голике. Письма, XII, 145.

Дарит «Пестрые рассказы» Н. А. Лейкину. Письма, XII, 146.

8 мая. Отъезд из Петербурга.

9 мая. Возвратившись в Москву, живет у брата Ивана Павловича в его квартире при казенном Арбатском начальном училище. (Чеховы перед отъездом в Бабкино отказались от квартиры на Якиманке.)

10 мая. Юмореска «Литературная табель о рангах» напечатана в ж. «Осколки», № 19. Подпись: Человек без селезенки.

Пишет Ал. П. Чехову, что время в Петербурге провел «великолепно». «Как нельзя ближе сошелся с Сувориным и Григоровичем». Пятью рассказами, помещенными в «Новом времени», «поднял в Питере переполох, от которого <...> угорел, как от чада». Одобряет взятую братом для «большой вещи» тему «Город будущего» («тема великолепная, как по своей новизне, так и по интересности»), но предостерегает от поспешности: «“Город будущего” выйдет художественным произведением только при след<ующих> условиях:

1) отсутствие продлинновенных словоизвержений политико-социально-экономического свойства; 2) объективность сплошная; 3) правдивость в описании действующих лиц и предметов; 4) сугубая краткость; 5) смелость и оригинальность; беги от шаблона; 6) сердечность». Дает советы, касающиеся «описаний природы» и «сферы психики»: «...у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром черная тень собаки или волка и т. д. <...> В сфере психики тоже частности. Храни Бог от общих мест. Лучше всего избегать описывать душевные состояния героев; нужно стараться, чтооы оно было понятно из действий героев...». Просит прислать начало повести: «Я прочту в день получения и возвращу тебе со своим мнением на другой же день». Письма, I, 241—243.

Ал. П. Чехов повесть не присылал. В дальнейшей переписке братьев «Город будущего» не упоминается.

11 мая. В. В. Билибин пишет, что фельетон для раздела «Пестрые сказки» (в «Новом времени»), написанный им без Ч., в газете не появился. РГБ.

11 или 12 мая. Уезжает в Бабкино.

12 мая. «В минуты идиотски-философского настроения» пишет в альбом Саши Киселевой четверостишие «Милого Бабкина яркая звездочка!». Подписывается: А. Чехонте. Соч., XVIII, 8.

14 мая. Чеховской юмореской «Литературная табель о рангах» недоволен А. С. Лазарев (Грузинский): «Катков, Лесков, Суворин с Бурениным, Муравлин (неопытен, бездарен), Василевский и т. п. вздернуты чересчур высоко». Письмо Л. С. Лазарева (Грузинского) Н. М. Ежову. — РГАЛИ, ф. 189, оп. 1, е. х. 19, л. 103.

17 мая. О поступлении в продажу книги «Пестрые рассказы» извещает ж. «Осколки» (№ 20). Повторено 24 мая (№ 21) и затем печаталось систематически.

19 мая. Рассказ «День за городом» напечатан в «Петербургской газете», № 135. Подпись: А. Чехонте.

В книжном объявлении «Нового времени» (№ 3670) в числе новых книг, поступивших в продажу с 12 по 19 мая, названы «Пестрые рассказы».

Около 20 мая. Едет в Москву. «Заказывает» В. А. Гиляровскому (открывшему в Столешниковом пер. контору) рекламы о «Пестрых рассказах» в «Русских ведомостях», «Современных известиях» и «Русском курьере». Посещает редакцию «Будильника» с тою же целью. Письма, I, 244.

Письмо (неизв.) В. В. Билибину. См. 24 мая.

21 мая. Н. А. Лейкин просит Чехова «понатужиться» и прислать «мелочи». В письме сообщает о распределении «Пестрых рассказов» между книжными магазинами; послал по экземпляру в журналы «Наблюдатель», «Северный вестник» и намерен послать в московские, петербургские и одесские газеты: «Авось напишут рецензию». Ч. ответил 27 мая. РГБ.

Ал. П. Чехов диктует жене (сам внезапно потерял зрение) письмо, в котором просит совета («<...> превратись в мудрого Эдипа и разреши»). Анна Ивановна делает приписку: «Ради Бога, придумайте, что нам делать...». Письма Ал. Чехова, с. 137—138; Письма, I, 248, 250.

24 мая. Рассказ «В пансионе» напечатан в ж. «Осколки», № 21. Подпись: А. Чехонте.

В том же номере — заметка В. В. Билибина (подпись И. Грэк) «Осколки московской жизни» — сочувственный отзыв о сб. «Пестрые рассказы» («Большая пиша для ума и для сердца»).

Дарит книгу «Пестрые рассказы» М. В. Киселевой: «Доброй хозяйке и снисходительному ассистенту <...> от преданного и глубоко уважающего автора». Письма, XII, 146.

Надписывает книгу «Пестрые рассказы»: «Уважаемому Антону Павловичу Чехову от автора». Письма, XII, 146. ТМЧ; Чехов и его среда, с. 307.

Пишет Н. А. Лейкину, что «всюду плохо работает». «Что со мною подеялось, не ведаю. Вероятно, вещуньина с похвал вскружилась голова <...> Вообще эти поездки в Питер всегда действуют на меня скверно. Выбиваюсь из колеи и долго не могу выпустить из головы угар». Думает «лентяйничать» до первого июня. В начале июня собирается быть в Москве. «Пестрые рассказы» для разноски по московским магазинам просит направлять в Казенное арбатское училище И. П. Чехову. Письма, I, 243—244.

Около 24 мая. Уезжает из Бабкина в Воскресенск.

Дарит брату Ивану Павловичу «Пестрые рассказы», с шуточной надписью: «Протоучителю Иоанну Павловичу Чеховенскому». Письма, XII, 146.

25 мая. Рассказ «На даче» напечатан в ж. «Будильник», № 20. Подпись: А. Чехонте.

26 мая. Рассказ «От нечего делать» напечатан в «Петербургской газете», № 142, с подзаголовком: Дачный роман. Подпись: А. Чехонте.

Первое объявление о «Пестрых рассказах» в «Петербургской газете» (№ 142). Повторялось затем по 2—3 раза в месяц.

В. В. Билибин помещает в «Петербургской газете» (№ 142) рецензию на сб. «Пестрые рассказы» (подписана: И. Г.): «Можно смело сказать, что г. Чехов обладает крупным и притом весьма симпатичным талантом, выдвигающим его из рядов “наших молодых беллетристов”. <...> Слог г. Чехова прост, образен, описания природы кратки, но кратки “картинно”, художественно; и природа, и изображаемые автором людишки согреты внутренним огоньком, его чувство искренно и подкупает читателя в пользу того маленького, неудачливого, робкого, подчас с виду смешного человека, который является героем рассказа. Двумя-тремя штрихами г. Чехов умеет нарисовать тип или характер, на четырех страничках рассказать трогательную жизненную драму. Вместе с тем молодой автор обладает заразительным, струей бьющим юмором».

До 27 мая. Письмо (неизв.) А. С. Суворину, вероятно, содержащее просьбу поместить объявление в «Новом времени» о «Пестрых рассказах». Письма, I, 245.

27 мая. «Спешит» ответить (чтобы «не попрекали <...> в лености») на письмо Н. А. Лейкина от 21 мая. О себе пишет: «Боже, как я ленюсь! Погода виновата: так хороша, что нет сил на одном месте усидеть». Но собирается «завтра» «строчить» в «Петербургскую газету» (рассказ «Страхи»), а «послезавтра» — в «Осколки». Пишет, что «Пестрые рассказы» «внешностью» превзошли его ожидания, «но внутри <...> не тово». «Следовало бы кое-какие рассказы выбросить, а кое-какие починить. Цена несколько велика» (книга стоила 2 руб.). О полученной от Лейкина книге «Стукин и Хрустальников» отзывается, как о «самой лучшей» из всех его книг: «в ней трактуется не об одном каком-нибудь банке, а вообще о банковских порядках на Руси». Сообщает, что приходится принимать больных («рахитические дети и старухи с сыпями»). Письма, I, 245—246.

Пишет Ф. О. Шехтелю, что «вчера» причинил ему «вред»: послал посылку, за доставку которой тот заплатил «четвертак» (25 коп.) — в наказание за то, что «уклоняется от поездки в Бабкино». Вероятно, были посланы «Пестрые рассказы». Письма, I, 247.

Н. А. Лейкин вновь просит о темах для рисунков: «...Ждем от Николая Павловича чего-нибудь лучшего. Темы боюсь ему посылать. Мы так нуждаемся в темах, а они у него могут заваляться. Придумайте сами ему какие-нибудь темы, наконец украдите где-нибудь. На ловкое литературное воровство я смотрю сквозь пальцы». РГБ.

28 мая. Объявление о «Пестрых рассказах» в газ. «Новости дня» (№ 144). Повторено 3 и 6 июня.

29 мая. В. В. Билибин приглашает быть на своей свадьбе шафером: «Или только шутили?». РГБ.

30 мая. Рассказ «В пансионе» перепечатан (со ссылкой на «Осколки») газетой «Новости дня», № 146 (без подписи).

31 мая. Рассказ «Скука жизни» напечатан в газ. «Новое время», № 3682. Подпись: Ан. Чехов.

Май. И. П. Чехов пишет Ч. в Бабкино, что в Москву из Крыма возвратился «черный, как араб» И. И. Левитан. «На днях он прибудет в Бабкино». Письмо б/д. — РГАЛИ, ф. 2540, оп. 1, е. х. 22, л. 11 об.

Ч. с братьями Иваном и Михаилом посещают в деревне Максимовка заболевшего И. И. Левитана. Вскоре И. И. Левитан переселяется в Бабкино, где ему отведен маленький флигелек (прожил все лето). М. П. Чехов. Антон Чехов на каникулах. — Чехов в восп., 1952, с. 53—54.

Введение
Условные сокращения
1860-1873 1874-1875
1876 1877 1878 1879 1880
1881 1882 1883 1884 1885
1886, часть: 1 2 3 4
1887, часть: 1 2 3 4 5
1888, часть: 1 2 3 4 5 6 7 8
1889, часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1890, часть: 1 2 3 4 5 6 7 8
1891, часть: 1 2 3 4
© 2000- NIV