Наши партнеры

О.Л.Книппер в Ялте и Гурзуфе


О.Л. Книппер в начале 1900-х годов Впервые Ольга Леонардовна побывала в Ялте по приглашению Антона Павловича летом 1899 г. Она отдыхала у брата в Тифлисе, а Чехов в это время был в Таганроге. Они обменялись письмами, договорились встретиться в Новороссийске. Встреча состоялась 18 июля и в тот же день они вместе уехали в Ялту на пароходе. 20 июля Чехов поселился в гостинице "Мариино", а Ольга Леонардовна в семье доктора Л.В.Средина на Гимназической улице. Все дни они проводят вместе, бывают часто в Аутке на постройке дачи - Ольга Леонардовна видела, как возводятся стены чеховского дома.

Совершают прогулки по окрестностям Ялты - на водопаде Учан-Су, в Массандре, Гурзуфе, Ореанде. Чехов показывал ей все прелести Крыма - все те места, которые он так прекрасно опишет в рассказе "Дама с собачкой". 2 августа они вместе выехали в Москву. Ехали в Бахчисарай через Ай-Петри. И в памяти Ольги Леонардовны на всю жизнь остались воспоминания об этой поездке.

Ялта послужила местом начала их влюбленности друг в друга. На следующий год, в апреле, она вместе с Марией Павловной приезжает в Ялту и гостит в только что построенном чеховском доме. Ей была отведена самая солнечная комната для гостей с окнами в сад. Ольга Леонардовна приехала сюда накануне приезда в Крым Художественного театра. По окончании гастролей в Севастополе, 14 апреля, театр приезжает в Ялту, и Ольга Леонардовна снова поселяется в чеховском доме. 16 апреля в ялтинском театре состоялся первый спектакль "Дядя Ваня", затем "Чайка", "Одинокие" (Г.Гауптмана) и "Эдда Габлер" (Г.Ибсена). 23 апреля на последнем спектакле "Чайка" ялтинцы и приехавшие сюда гости горячо приветствуют любимого автора, подносят ему адрес и пальмовые ветви с надписью на ленте: "Антону Павловичу Чехову. Глубокому истолкователю русской действительности. Ялта, 23 апреля 1900 г.".

Дни пребывания театра в Ялте были для Чехова одними из счастливейших в его жизни.

О.Л.Книппер в Ялте и Гурзуфе Чехов уже не может и не представляет себе жизни без Ольги Леонардовны, снова приглашает ее погостить на "Белой даче". Мария Павловна в этот период напишет ей: "внизу твою комнату никто не смеет занять по приказанию писателя". В июле и августе 1900 года Ольга Леонардовна снова в Ялте у Чехова, в этот приезд они проводят время и в Гурзуфе, на даче, которую приобрел писатель. В августе Чехов, проводив Ольгу Леонардовну, пишет ей: "Мне все кажется, что отворится сейчас дверь и войдешь ты. "... Милая, славная, великолепная моя актриса, я жив, здоров, думаю о тебе, мечтаю и скучаю от того, что тебя здесь нет. Будь здорова и счастлива. Целую тебя крепко, крепко, четыреста раз".

В 1901 г. с 30 марта по 14 апреля Ольга Леонардовна гостит у Чехова. 25 мая они венчаются в Москве и, после поездки на кумыс в Уфимскую губернию, 8 июля вместе возвращаются в Ялту. Ольга Леонардовна пробыла здесь почти полтора месяца. Как только в театре выдавалась возможность быть свободной от спектаклей, она уезжала в Ялту хоть на несколько дней. Так, в 1902 г. в феврале она пробыла здесь одну неделю. В апреле этого же года ее сюда привезли больной, и Чехов заботливо и трогательно ухаживал за ней. Последний раз вместе с Антоном Павловичем она была здесь с 9 июля по 19 сентября 1903 года.

После смерти писателя Ольга Леонардовна летние месяцы ежегодно проводит в Ялте и в любимом ею Гурзуфе, в домике, который по завещанию оставил ей Антон Павлович. Не была она здесь только в годы двух войн. Но с 1944 г. она снова в Ялте и в Гурзуфе.

Гурзуфская дача Приезд Ольги Леонардовны оживлял ялтинский дом Чехова и гурзуфскую дачу. К Ольге Леонардовне приезжали погостить артисты Художественного театра. В довоенное время в Гурзуфе часто бывал А.Л.Вишневский, артист театра - соученик А.П.Чехова по Таганрогской гимназии. Бывали здесь В.И.Качалов, художник Художественного театра В.В.Дмитриев. Позже бывали: Б.Литвинов, М.Болдуман, Алла Тарасова, А.Степанова, А.Грибов, М.Яншин, Святослав Рихтер, И.С.Козловский, художник Н.А.Соколов, писатель Борис Лавренев и многие другие.

Последний раз Ольга Леонардовна была в Ялте и в Гурзуфе в 1953 году. Ее очень беспокоила судьба гурзуфского домика. Она хотела, чтобы он принадлежал Художественному театру. В 1953 г. она писала из Ялты артисту Художественного театра Н.И.Дорохину: ":обращаюсь к тебе с серьезным и срочным делом: меня очень волнует и беспокоит судьба моего гурзуфского домика. "... Я хочу обратиться к кому-нибудь из крупнейших наших: Описать красоту, которой оделила природа этот живописный мысок, и просить передать домик, арендуемый Томашевскими, театру, которому я еще при жизни передаю свой домик. В моем владении есть довольно большой незастроенный участок ... мое желание - чтобы этот чудесный мыс перешел к Художественному театру, как память об Антоне Павловиче Чехове и об актрисе Книппер-Чеховой."

К сожалению, желание Ольги Леонардовны не осуществилось. Чеховская дача в Гурзуфе долгие годы принадлежала Художественному фонду и только в 1987 г. стала филиалом Дома-музея А.П.Чехова в Ялте.

Многое в музее напоминает о пребывании здесь Ольги Леонардовны и актеров Художественного театра, хранятся и уникальные экспонаты. Ольга Леонардовна в Гурзуфе завела оригинальную скатерть: на ней расписывались все, кто бывал в гостях, и затем эти автографы были вышиты разноцветными нитками. На скатерти более 80-ти автографов - не только артистов театра, но и других видных деятелей искусства.

Примечания

Б.В.Томашевский - филолог и литературовед, исследователь творчества А.С.Пушкина.

С Художественным театром Чехова связывали также родственные узы: 25 мая 1901 г. он женился на талантливой актрисе Ольге Леонардовне Книппер. Впоследствии на сцену Художественного театра поступил племянник писателя - Михаил Чехов, гениальный актер и режиссер, автор книги О технике актера, основавший в Америке в 1940-50-хг.г. свою театральную студию.

Несмотря на громадный успех режиссеров К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, Чехова далеко не все удовлетворяло в их постановках. О создании нового театра, более условного, чем МХТ, мечтал гениальный Всеволод Мейерхольд. Ученик Станиславского, он познакомился с Чеховым на репетициях Чайки, где играл Треплева. В лице Чехова Мейерхольд видел единомышленника и позднее использовал советы драматурга в своем творчестве. Великий реформатор театра поставил в 1927 году спектакль 33 обморока по водевилям А.П.Чехова.

© 2000- NIV