Чехов А. П. Врачебное дело в России.

Часть: 1 2 3 4 5
Примечания

Чехов А. П. Врачебное дело в России // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982.

Т. 16: Сочинения. 1881—1902. — М.: Наука, 1979. — С. 277—356.


ВРАЧЕБНОЕ ДЕЛО В РОССИИ

I

КАЛЕКИ ПЕРЕХОЖИЕ, СБОРНИК СТИХОВ И ИССЛЕДОВАНИЕ
П. БЕССОНОВА

Москва. 1861.

Сохраняй вас и помилуй:1
Буйные головы от боли,
Ясные очи от нищёты,
Живот-сердце от тошноты!

Вып. I, 14. Стих заздравный, 34—36. Стр. 36.

Попаси жь ему, господь бог,
Хлор, Лавёр лошадок,
Уласий коровок,
Настасей овецек,
Василий свинок,
Мамонтий козок,
Терентий курок,
Зосим Соловецкий пцолок...

Вып. I, 16. Песнь богоносцев, 17—25. Стр. 38.

Взглянул убогий (Лазарь) на небеса:

.................

«Вынимай душу скрозь ребра мои...»

Вып. I, 19. Лазарь убогой. 21. Стр. 43.

Сказал богатый:....

...............

Выньте мою душу во сахарныя уста....

Вып. I, 19. Лазарь убогой. 38. Стр. 44.

Ссылал господь бог трех пекельников,
Старших и больших, с зелезным крючьём,
По тую душу по богачову:
«Вырвите, вымкните с богача душу

Скрозь его три ребра и скрозь темя,
Несите ее вы крутя и мутя...

Вып. I, Лазарь убогой, 25, 104—110. Стр. 64.

...княгиня забременела,
Забременела княгиня святым духом,
В скором време забременела,
Легкия поноши споносила,
Споносила поноши сорок недель...

Вып. I, Алексей божий человек, 32, 27—32. Стр. 120.

В ту пору княгиня понеслася,
Оброчное время проносила,
Спородила детища — сына...

Вып. I, Ал<ексей> божий чел<овек>, 34, 16—19. Стр. 144.

II

ПЕСНИ, СОБРАННЫЕ П. В. КИРЕЕВСКИМ.
Изд. О. Л. Р. С. 1868.

Он (татарчонок) и бьет доброго молодца (Илью), не жалует;
Дал он ему девять ран,
Десятую хотел смертную:
Ударил он его в ретиво сердце.

Вып. I, 1, 3, 47—50. Стр. 5.

Слова Путятина Путятовича:

Вели там ему убить зверя лютого,
Зверя лютого, сивопряного, лихошерстного;
Вели вынуть из него сердце со печенью.

Вып. III. Данило Ловчанин. 39—41. Стр. 29.

А с того время-часу захворала скорбью недоброю,
Слегла княгиня (Апраксевна) в великое во гноище.

Вып. III. Сорок Калик со каликою. 3, 232—234. Стр. 96.

У Ильи был оберег* полтора пуда,
Полтора пуда был с четвертью...

Вып. IV, 3, 165—166.

Примечание: * По другим песням — крест. Оберег — ладонка, в значении талисмана: орловск., тульск.; в ладонке зашит сок

чертополоха с ладаном и воском; на севере — выползенка змеиная; на востоке, пермск. и вятск., зашиты заговоры знахаря на бумаге. Северная поговорка: «Оберег внаи (очень, сильно) бережет». Стр. 18.

Скакал ему (Добрыне) татарин на белы груди,
Порол ему белы груди,
Вынимал сердце с печенью.

Вып. IV. С каких пор перевелись витязи на Святой Руси, 73—75. Стр. 110.

И летал ворон на сине море
Приносил мертвой и живой воды;
Вспрыскивал Алеша Добрыню мертвой водой,
Сросталося тело его белое,
Затягивалися раны кровавые;
Вспрыскивал его живой водой,
Пробуждался молодец от смертного сна.

Вып. IV. С каких пор перевелись витязи и проч. 140—148. Стр. 112.

Аника говорит Смерти: Я казну свою расточаю
                                             По тем церквам по соборным,
                                             По тем тюрьмам-богадельням...

Вып. IV. Аника Воин. Стр. 125.

И Смерть вынимала пилы неувидимы,
И подпилила у Аники в руцах и в нозях становные жилы...

Вып. IV. Аника Воин, 4, 68—70. Стр. 131.

Сослал господь по Аникину душу
Двух ангелов, двух архангелов,
И вынули Аникину душу
Сквозь рёбер-костей...

Вып. IV. Аника Воин. 4, 185—190. Стр. 135.

Известно, что янтарь ценился у древних не по одной красоте, а именно как снадобье и лекарство, носившееся в амулетах: так и у нас янтарь был издревле не только любимым ожерельем, но вместе оберегом шеи и груди, и всего тела; самое название ладонки едва ли не происходит отсюда же, от латыря (латырка, латонка) и только развитие христианства ввело сюда ладан...

Псковичи, торговавшие с древним славянским прибалтийским союзом, с Ганзою, поют в том же Стихе, Голубиной книге:

Белый Латырь камень всем камням отец:
С под камешка с под белого Латыря
Протекли реки, реки быстрые,
По всей земле, по всей вселенной2,
Всему миру на исцеление,
Всему миру на пропитание.

Известно, что по народному представлению море и море-Окиян есть источник для всех рек; а на этом море лежит Латырь, и Латырь целебный: отсюда, из-под того камня, все реки, отсюда целения... ... читаем в одном из списков Голубиной книги, ближайших к Свиткам Иерусалимским:

Камням камень-мать
Кармаус камень Илитор (илектрон):
И лежит он у моря Тёплого,
На восточном устье Волгском;
А коя рыба с моря пойдет
И о камень потрётся,
И на Русе той рыбы ловцам не добыть,
И птицам ее не убить,
И того году смерти ей не будет...

Здесь, хотя поприще действия перенесено уже к Черному морю, а с развитием торговли даже к Хвалынскому, или Каспийскому, но в основе те же представления об Алатыре, его чудодейственной и целебной силе, даже о трении, этом поразительном для древних свойстве янтаря, давшем в позднейшей науке имя электричеству.

Вып. IV. Примечания. Стр. II.

Он (Суровец) стегал коня по крутым бедрам,
Простегал кожу ровно до мяса,
А мясо рвал до белых костей...

Вып. IV. Примечание о Суровце Суздальце. Стр. XXIX.

Между столпотворением, от которого разделились и пошли народы, а вместе пошел и народ славянский со своим Дажбогом, до первых веков по Р<ождеству> Х<ристову>, когда славяне упоминаются, и до IX века, когда начинают говорить об себе на поприще положительной истории, лежало времени немало и не могли славяне наполнить его одной праздностью и бездействием... Вып. IV. Примечания LXX.

3 М. П. Погодин некогда получил от г. Меледина из города Семенова и поместил в «Москвитянине» (1843, № 12, стр. 507—511) следующие о сем деле любопытные предания: «В Нижегородской губернии, в Макарьевском уезде, в 40 верстах от города Семенова, есть село Владимирское, Люнда тожь. Близ села за полем красуется озеро Светлоярое, из которого вытекает небольшой источник... Поутру обыкновенно с благоговением умываются святой водицей из Светлоярого озера и пьют ее, как для исцеления от болезней, так и для предохранения от тяжких недугов души, соблазнов мира и козней лукавого; после непродолжительной молитвы расходятся посмотреть, где находится подземная обитель царствующих там угодников. В простые дни многие приходят к этому озеру, чтоб послушать... рассказов у пустынников, которые, пришед туда по усердию, выкапывают в земле землянки и подолгу живут там, пропитываясь подаянием от приходящих на молитву, из коих каждый ставит себе в обязанность принесть с собою несколько хлеба, свеч и денег. Тогда-то эти пустынники... складывают целые повести чудесного, как самовидцы, приходящих укладывают на ночь ближе к озеру и заставляют их вслушиваться, приложив уши к земле. Уверяют между тем, что тот больше услышит чудесного, кто больше имеет усердия к этой святыне, ... и что усердных берег этого озера ночью убаюкивает, качая их, как детей в люльке, что, говорят они, все усердные люди чувствуют сами. Стр. CXXI.

И расплатился Василий с попами и с дьяконами;
И которые старцы при церкви живут,*
Дает золотой казны не считаючи...

Вып. V. Василий Буслаев, 4, 196—199.

* Богорадные старцы, в богадельне, странноприимнице и больнице. Стр. 29.

Она (Авдотья Ивановна, жена Терентьища) с вечера трудна-больна,
Со полуночи недужна вся;
Расходился недуг в голове,

Разыгрался утин * в хребте,
Пустился недуг к сердцу,
Опустился недуг ниже пояса,
Во те ли во нижни во черева...

Вып. V. Гость Терентьище. 25—30.

* Боль в пояснице, чаще в спине, с нервным волнением, особенно когда что-то словно бьется или переливается, иначе в народе живчик. Стр. 55.

Слова Терентищи:  А кто бы де недугам пособил,
Кто недуги бы прочь отгонил,
От моей молодой жены,
От Авдотьи Ивановны,
Тому дам денег сто рублев —
Без единыя денежки.

Вып. V. Гость Терентьище. 70—75. Стр. 56.

Говорит князь Роман сударь Митриевич:
«Ты не плачь, княгиня Марья Юрьевна,
Юрьевна ты, Лебедь Белая!
Я как съезжу в далеко-чисто поле,
Так сыщу там много знахарей,
Что могут тебе рассудить твой сон».

Вып. V. Князь Роман. 2. 20—25. Стр. 97.

Скоро повел (Малюта Федора Ивановича) за Москву-реку
К этому месту ко Лобному
Ко этой плахе ко липовой,
Грозными казнити казнями
Очи вынимать косицами*
Язык вырезать из темени.

* Висками.

Вып. VI. Царь хочет убить сына. I, 55—60. Стр. 57.

Тут воскрикнул наш Грозный Царь
Царь Иван Васильевич:
«Есть у меня лекари и дохтуры?4
Лечите дядюшке ногу правую,
А с Малютки Скурлюткина
Снимите с живого шкуру!»

Вып. VI. Царь хочет убить сына. III, I, 159—165. Стр. 66.

Возговорит (Иоанн Гр<озный>) громким голосом:
«Подайте мне первого дохтура,
Залечал бы ему ногу в три часа!» (Миките Романовичу)

Вып. VI. Царь еще женится. 117—120. Стр. 113.

Говорит Майстрюк:...
«Как я сяду на калиновом мосту,
Да буду брать пошлину:
Со стариков похоронное,
Со старух повивальное»...

Вып. VI. Царь еще женится. III, 3, 38—41. Стр. 130

Умертвил себя Борис с горя ядом змейным,
Ядом змейным, кинжалом вострыим.

Вып. VII. Убиение Царевича Димитрия. 2, 28—29. Стр. 3.

Ее (Оленушку Клементьевну, жену Терентия) с вечера недуги берут,
К полуночи ее немочь бьет,
К белой заре лихорадка трясет,
Немочь-то черная,
Лихорадка красная:
Пухота, подживотна скорбь.
Тут возговорит жена молода
Оленушка Клементьевна:
«Ой ты гой еси, Терентий гость,
Ты славен-богат человек!
Что ты мастеров не спрашиваешь,
Подмастерьев* не допытываешь?»

* «Мастерьев, подмастерьев» — дохтуры, волхвы...»

Вып. VII. Прибавления. Терентий гость. 6—18. Стр. 48.

III

СНЕГИРЕВ. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПРИТЧИ.
1848.

Ангеликова водка живет вину тетка.
Аптека не на два века.
Аптека убавит на полвека.
Аптеками лечат, а больные кричат.
Аптекам предаться, деньгами не жаться.
Без притчи и трясца не берет.
Береги здоровье смолоду, а честь под старость.

Блин не клин, брюха не распорет5.
Бог дал живот, бог даст и здоровье.
Боль врача ищет.
Больного брюхо умнее докторской головы.
Больному все горько.
Больному и золотая кровать не поможет.
Больному в еже не верь.
Больной что ребенок.
Больной от могилы бежит, а здоровой в могилу спешит.
Болящий здоровья уповает даже до смерти.
Бортник горек, а мед сладок.
Брюхо не зеркало, не видно, чем набито.
Была б голова здорова, а в голове вши будут.
Бог не честен да здоров.
Вино сперва веселит, а потом безумным творит.
Воск к огню мягок, а кал жесток.
Всегда перепой пуще недопоя.
Всякая болезнь идет к сердцу.
В иной волости лихие болести.
В чужую часть не ворогушей пасть.
Выпьешь много вина, так убавится ума.
Где больно, тут рука, а где мило, тут глаза.
Где не холодно, тут и оводно.
Гнев человека сушит кости, крушит и сердце.
Гортань гласу родитель, глас же гортани кормитель.
Грешное тело и душу съело.
Давно ли ошелудивел, да заспесивел!
Дай болю волю! полежав, да умрет!
Даром и чирей не сядет.
Доброму сухарь в пользу6, а злому и мясное не впрок.
Живая кость мясом обрастет.
Живот болит, а детей родит.
Животу да сердцу винцу да перцу.
Жилы рвутся от тяжести, а слезы льются от жалости.
Закрытую рану лечить неудобно, а тайную муку легчить неспособно.
Здоровому врач не надобен.
Здоровому все здорову.
Здоровье всему голова.
Зелие знати, по ночам не спати.

Зелие сбирают, звезды считают.
Знай нас плешивых, объезжай шолудивых.
Исай, понемножку кусай; а кто животом свеж, тот побольше ешь!
И хорошая аптека убавит века!
Ичется с голоду, дрожится с холоду.
Кинуло в пот: голова, что лед, а язык хоть выжми.
Кнут да пластырь да добрый пастырь.
Который член не можно исцелить, лучше его отрубить.
Кровь отворить, гвоздь в гроб вколотить.
Кто благодействует, у того борода белеет, злодействует, у того кости белеют.
Кто пьет много вина, тот скоро сойдет с ума.
Кто солнца убегает, тот всегда озябает.
Легонько поел, легонько и сделал7.
Лизав медок, заглянешь и в гробок.
Лучше мертвого схоронить, чем в избе коптить.
Ленивому болит в хребте.
Люди спать, а он желвей искать.
Мал чирей, да гною полон.
Мальчики в глазах.
Медведь лежа целую зиму не ест, а на весне целую корову стрескает.
Меж перстами мяса не много.
Муж любит жену здорову, а брат сестру богатую.
Муха не портит брюха, а только вычистит.
Мыло не мило, коли лицо изгнило.
Мыло серо, да моет бело.
На леченой кобылке не далеко уедешь.
На потливую лошадь всегда овод садится.
Напрасно тот больной лечится, кто здоровый бесится.
На пьянство изведано лекарство спать.
На что корова, была б жена здорова!
Не божись! кровь из носу пойдет.
Не вши едят, а гниды.
Не дивно тому, что вошь в пироге бывает.
Не ноги кормят брюхо, а брюхо ноги.
Не почесавши, чирей не сядет.
Не тот болен, кто лежит, тот болен, кто над болем сидит.
Не евши легче, а поевши лучше.
Отцы ели клюкву, а у детей оскомина на зубах.

От всего вылечишься, кроме смерти.
От доброва житья толстеют, а от дурнова худеют.
От смерти нет лекарства.
От худой курицы худыя яйцы.
От яблонки яблочко, от елки шишка.
Память в теле, мысль во лбу, а хотение в сердце.
Паршивые свиньи в Петровки ведутся.
Пар костей не ломит.
Пей кисло, ешь солено, умрешь, не сгниешь.
Пей пива больше, так брюхо будет толще.
Первая рюмка колом, другая соколом, а третья мелкими пташечками.
Печаль не уморит, а здоровье повредит.
Пить воду, вода не смутит ума.
Посадские животы толсты да коротки, а дворянские тонки да долги.
После родов женщина девять дней в гробу стоит.
После супу вина выпить, у доктора червонцы украсть (франц.)8
Посудка любит чистоту.
По сытому брюху хоть обухом.
По семени и плод.
По тем же ранам, да тем же салом.
По чужим ранам, да чужим салом мазать не убыточно.
Праздность и старых повреждает, а молодым не малый вред бывает.
Прежде люди были пыжики, а ныне тужики.
Пришел Мирошка на деревянной ножке.
Пьяный что бешеной.
Пьяному угоди, больному помоги, свят будешь человек.
Ржа ест железо, а печаль сердце.
Ртом болезнь входит, а беда выходит.
Руду пустить9, гвоздь в гроб вколотить.
Руси есть веселие пити, не может без того быти.
Русскому здорово, а немцу смерть.
Рыжи да плешивы все люди фальшивы.
Рыжий да красный человек опасный.
Рыжий да плешивый человек спесивый.
Репа животу не укрепа.

Своя болячка велик жевлак10.
Семеро грузин мухоморов объелись.
Сердце не дробит, голова не болит.
Сколько людей, столько и лекарей.
С жиру собаки бесятся.
Смерть найдет к чему приключиться, а лекарь чем отговориться.
Сон лучше всякого лекарства.
Сон милее отца и матери.
Сон Скрябин.
Спорынья в квашню, а тесто в шляпу.
С бабами водиться — в крапиву садиться.
С радости кудри вьются, с печали секутся.
Сыт стал и стыд узнал.
Терпи, голова, в кости скована!
Толкуй больной с подлекарем!
Тому не надобно ложиться, кто хочет от болезни свободиться.
Тяжело поднимешь, живот надсадишь.
Удалому все трынь-трава.
У кого во рту желчь, тому все горько.
У нашей Федосьи из глаз растут волосьи.
Хворого пост, а пьяного молитва до бога не доходят.
Хилое дитя середь лета зябет.
Хлеб сердце человеку укрепит, а вино возвеселит.
Холостой, что бешеной.
Цельба пьянице на столе в стклянице.
Цельба пьяному спать довольно.
Цельба голодному хлеба с водою.
Цельбоносное зелие дарование велие.
Чирей вырезал, да болячку вставил.
Чистота здоровье сохраняет, а воздержность разум укрепляет.
Чем ушибся, тем и лечись!
Щеня злое от злыя суки.
Ешь, не доедай; пей, не допивай; говори, не договаривай.
Язва от стрел глубока, а от меча широка.
В страдное время и дельник лежником, а в жиру и лежник дородный дельник.
Горяч на молоду родился.

Кто не упивается вином, тот бывает крепок умом.
Лучше страдать брюхом, нежели духом.
Боль и поросенка не щадит.
В старину бывало, собака с волком живала.
Изнимет брюхо голодуша, придет боль и ворогуша.
Пылинка не видна, да выедает глаза.

Сноски

1 Далее в печатном тексте следуют пропущенные Чеховым 7 строк.

2 В печатном тексте: вселенную.

3 Далее вся цитата, исключая ссылку на страницу, выписана рукою доктора Н. И. Коробова.

4 В печатном тексте — доктуры.

5 В печатном тексте: не расколет.

6 В печатном тексте: на пользу.

7 В печатном тексте: легко и сделал.

8 В печатном тексте: червонец. Слово (франц.) отсутствует. Чехов вставил его потому, что под строкой приведен французский вариант той же пословицы.

9 В печатном тексте: Руду (кровь) пустить.

10 В печатном тексте далее: (больнее чужих).

Часть: 1 2 3 4 5
Примечания
© 2000- NIV